Индивидуальная образовательная траектория. 5 шагов до создания
Одной из основных задач образования является удовлетворение индивидуальных запросов и потребностей каждого ученика. Система образования с годами становится гибкой, вариативной, и в этой сфере появляются новые тенденции. Они приходят на смену стандартным учебным планам. Личностный потенциал каждого ученика реализует индивидуальная образовательная траектория (ИОТ).
- Что такое индивидуальная образовательная траектория (ИОТ)
- Как построить индивидуальную образовательную траекторию
2.1 Шаг первый – подготовка
2.2 Шаг второй – давать выбор
2.3 Шаг третий - обратная связь и саморефлексия
2.4 Шаг четвертый – поиск подходящей мотивации
2.5 Шаг пятый – контроль - Спрашивали – отвечаем
3.1 Алгоритм составления ИОТ - Индивидуальная образовательная траектория как путь реализации потенциала ученика: пример из жизни
Что такое индивидуальная образовательная траектория (ИОТ)
Основным ее принципом является учет интересов, возможностей, особенностей и потребностей школьника. Процесс обучения направлен на приобретение знаний в сферах, которые интересны ученику. Ребенок становится субъектом своего образования. Под руководством образовательных консультантов составляется учебный план (маршрут). Это меняет отношение ребенка к учебе: он становится активным участником учебного процесса, отвечающим за свой выбор. Повышается мотивация, личность развивается, происходит социализация школьника.
Как построить индивидуальную образовательную траекторию
Обновление подходов к образованию вызывает споры и дискуссии. Среди теоретиков, педагогов и родителей нет однозначного мнения о целесообразности применения индивидуальной образовательной траектории в школе. В старшем звене уже внедрено профильное обучение. Школьник имеет право самостоятельно выбирать вариант продолжения образования по определенному профилю: физико-математическому, социально-гуманитарному, технологическому и др.
Вовлекать детей в активную познавательную деятельность с учетом предпочтений и интересов следует с начального звена. Сторонников нового подхода к образованию много, результаты радуют учащихся, учителей, родителей.
Индивидуальные образовательные маршруты составляют для долгосрочного планирования, подходят они для краткосрочных и насущных целей.
- Ликвидировать отставание в связи с болезнью;
- Углубить знания по интересующей школьника теме.
- Помочь эффективно реализовывать программу для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного школьника.
Шаг первый – подготовка
Чтобы достичь поставленных целей в индивидуальном процессе продвижения школьника, обязательным является педагогическое сопровождение. Учитель выступает в роли наставника, компетентного советчика. При подготовке ИОТ следует учесть важные нюансы.
- Возраст имеет значение.
Помочь учителю определить возможности и психологическую готовность к обучению ребенка может школьный педагог-психолог. Полезную информацию от родителей младших школьников надо принять к сведению. Они знают интересы сына или дочки. Чем раньше взрослые рассмотрят и разовьют способности ребенка, тем больше шанс стать успешным в будущем. В подростковом возрасте дети заявляют о своих предпочтениях, могут привести аргументы в их пользу. Не нужно игнорировать желание самого ученика, он становится полноправным членом команды: школьник – наставник – родитель.
- Цель образования (какие развить навыки).
Наставник или репетитор для средней школы определит, какими знаниями обладает ученик. Вместе с учителем решают, какие умения и навыки предстоит развить за планируемый период. А затем начинают действовать, сотрудничая и на каждом этапе подводя итоги движения вперед.
- Активность ученика.
В процессе обучения учитель дает ребенку возможность проявить инициативу в выборе формата заданий, определении тем для самостоятельного изучения. Наставник может предложить ученику выбрать количество сложных заданий. Школьник привыкнет адекватно оценивать свои возможности. Выбор – это и ответственность ученика за результат.
- Увлечения ребенка.
Интересные задания не требуют дополнительной мотивации. Учитель создает благоприятные условия для конкретного ученика. У ребенка могут появиться новые интересы, важно это заметить и откорректировать программу.
Если учитель заметит, что нет положительного продвижения вперед, можно изменить запланированное, предпринять иной подход. У него как у специалиста имеется запас ресурсов. Заслуга его в том, что он находит подходящие приемы и технологии для реализации индивидуальной программы конкретного ученика.
Шаг второй – давать выбор
Итак, ребенок – субъект образования. Что это значит? Если преподаватель, владеющий знаниями и передающий их, выступает как субъект, организующий учебный процесс, то ученик выступает как субъект учебной деятельности. Они на одной ступени – учитель и ученик.
Когда идет работа над созданием индивидуальной образовательной траектории, наставник (это может быть учитель, репетитор для средней школы) дает школьнику возможность выбирать.
- Индивидуальный темп обучения (скорость развития учебного процесса, выполнения программы).
- Выбор изучаемых предметов, дополнительной тематики, тем для творческих работ.
- Форма обучения. Наряду с традиционными уроками ученик может выбрать дистанционное обучение, индивидуальный режим посещения занятий.
- Способы работы с учебным материалом.
- Возможность осуществлять оценку, корректировать свою работу, осознанно оценивать полученные результаты.
Ученик совместно с командой разрабатывает программу своего обучения на какой-то промежуток времени. Педагог только помогает и консультирует. Траектория образования предполагает опору на индивидуальные качества и способности, поэтому каждая программа уникальна, относится к личности отдельно взятого учащегося.
Шаг третий - обратная связь и саморефлексия
Обратная связь нужна. Она позволяет видеть и оценивать достигнутые результаты, в нужный момент внести изменения в образовательную программу (траекторию). Индивидуальная образовательная траектория предполагает формирование ответственности учащегося за свое обучение. Он должен научиться адекватно оценивать себя и результаты своего труда. Разрабатываются критерии оценки. Репетитор для средней школы, учитель доводят до ученика информацию. Школьник видит результат своего труда, самостоятельно делает вывод.
Шаг четвертый – поиск подходящей мотивации
Во всей совместной учебной деятельности есть одна доминанта – достижение поставленных целей и задач программы. А любой процесс происходит благодаря мотивации. Задача взрослого – положительным педагогическим воздействием на ребенка формировать заинтересованность учащегося. Это мощный двигатель к успешному завершению, достижению запланированного результата.
Мотивационный настрой необходимо подкреплять и укреплять. Если возникают проблемы – не унывать, а вместе искать пути их решения. Разобраться, что непонятно, сделать так, чтобы ученик сам понял ошибку. Внутренняя мотивация сразу вырастет: у него получилось!
Учет интересов ученика на всех этапах маршрута, поощрение инициативы, похвала не дадут потерять интерес к совместному труду. Ребенок должен быть удовлетворен результатами. Необходимо говорить с ним о его личном прогрессе. Чтобы достичь даже малой победы, некоторым учащимся приходится потратить много сил и времени, они заслуживают похвалы и за удовлетворительную оценку. Другому тройка даст толчок к движению вперед, а третьему нужна только пятерка, чтобы чувствовать себя успешным.
Шаг пятый – контроль
Индивидуальная образовательная траектория предполагает обучение самоконтролю. Хорошо, если ребенок честно оценивает результаты своей работы, видит ошибки, знает путь к исправлению их. Но совсем исключить участие учителя при контроле знаний, умений, навыков неправильно. Знания и опыт специалиста помогут усвоить трудную тему, грамотно закрепить полученные знания, правильно выбрать профессию. В ходе реализации программы наставник
- помогает выбрать инструменты,
- сопоставляет достигнутые результаты с запланированными в программе показателями,
- проверяет самоорганизацию учащегося,
- рекомендует при необходимости внесение коррективов.
Как идет продвижение по образовательной траектории, проверить легко: ориентироваться на созданный учеником продукт. В нем он реализует полученные знания. Своими умениями ребенок оперирует в стандартной или непривычной ситуации. Если учитель доволен – значит, цель будет достигнута.
Спрашивали – отвечаем
Индивидуальная образовательная траектория успешно применяется репетиторами средней школы. Документ составляется в соответствии со способностями, возможностями, мотивацией ученика. Учитель координирует, организует и консультирует, находясь во взаимосвязи с родителями ребенка. Как создать программу?
Алгоритм составления ИОТ
- Диагностика.
Репетитор средней школы определяет уровень обученности по предмету, познавательные возможности, узнает предпочтения школьника.
2. Разъяснительный этап.
Команда участников должна знать все детали работы над программой. Ученик становится полноправным субъектом образования. Он выбирает индивидуальную образовательную траекторию по предложенным параметрам.
3. Определение целей и задач.
Наставник оказывает помощь, а ученик ставит личностно значимые цели.
4. Установление сроков выполнения базовой и специальной программы.
Срок действия маршрута определяется совместно с родителями и самим ребенком. Оно может измениться. Если ребенок решит углубить знания по какой-то теме, поменять форму занятий, сроки пересматриваются.
5. Составление учебного плана с указанием формы занятий, методов и приемов.
6. Выбор индивидуального плана обучения: темпов изучения материала и выполнения заданий.
7. Реализация индивидуального образовательного маршрута.
Составленная программа не догма. В ходе работы приоритеты ребенка могут поменяться. Все должны работать на конечный результат. Возможно изменение целей, содержания, стратегии, тактики.
Индивидуальная образовательная траектория как путь реализации потенциала ученика: пример из жизни
Максим несколько лет занимается спортом. Любимая акробатика не мешала все успевать в школе, дома, регулярно посещать тренировки. Поездки на соревнования по 3-4 дня сказались на снижении успеваемости. А тут еще и серьезную травму получил. Пролежал в больнице две недели. Вернулся в школу, и с математикой начались проблемы – отставание даром не прошло. Родители видели, что ситуация не улучшается, оценки получал все хуже.
На семейном совете решили нанять репетитора для средней школы. Нашли опытного преподавателя математики. В беседе она выяснила обстановку, посмотрела тетради, учебники. Решили составить проект образовательного маршрута для Максима. На два месяца составили удобное для всех расписание: занятия 3 раза в неделю по 2 часа. Занятия дома в традиционной форме – уроки. Расписали все темы, текущий материал также внесли в учебный план. Разбирать пропущенные темы и выполнять домашние задания по изучаемому материалу получалось не всегда гладко, но Наталья Викторовна (так зовут репетитора для средней школы) помогала разобраться.
Через две недели провели контрольный срез, и результат порадовал. Максим сам проверял работу, критерии оценки ему известны. Разобрали допущенные ошибки, проведенный совместно с наставником анализ показал причины. На каждом уроке разбирали упражнения по теме, и затруднения исчезли. Преподаватель на урок приносила много вариантов заданий, работали с таблицами, схемами, цифровыми и электронными ресурсами. Постепенно Максим стал выбирать более сложные задачи, да так увлекся, что уже сам стал искать в интернете задания повышенной трудности. Математику он любил всегда, профессию собирается выбрать, связанную с этой наукой.
Через полтора месяца хорошие оценки вернулись в дневник, а еще через месяц Максим защищал честь школы на городской олимпиаде. Юноша благодарен родителям и репетитору для средней школы Наталье Викторовне, что не упустили время. А программа индивидуальной образовательной траектории помогла организовать работу и поднять в личностные качества на новый уровень.
Индивидуализация образования – важное условие развития школьника. Современный ученик может при грамотном педагогическом руководстве управлять своей познавательной деятельностью, проектировать собственные образовательные траектории, выбирать учебные действия, учиться принимать решения, брать ответственность на себя. Наше общество получит граждан, способных учиться всю жизнь, что пригодится в будущей профессии.