5 эффективных методов изучения фразовых глаголов

Те, кто хоть раз сталкивался с изучением английской лексики, слышали про
фразовые глаголы. Для среднестатического носителя, не погруженного в
изучение языка, понятия фразовый глагол не существует. Носитель
воспринимает  их как обычные глаголы, для него не существует трудностей,
связанных с выбором корректного предлога или наречия. Преподаватели
рекомендуют начать изучение с раннего возраста, иногда имеет смысл нанять репетитора английского в 5 классе – когда ребенок уже знает, как устроен родной язык.

Для тех, кто изучает английский как иностранный, все гораздо сложнее –
нужно запомнить все значения глагола, знать какой предлог употреблять.
Кажется, что выучить все это практически нереально, но существует как
минимум 5 эффективных способов, рекомендуемых успешными
преподавателями и носителями языка, о них – в этой статье.

  1. Способ No 1: Взять в руки учебник
  2. Способ No 2: Phrasal verb challenge
  3. Способ No 3: Музыку никто не отменял
  4. Способ No 4: Определить цель изучения языка
  5. Способ No 5: Словарь — лучший друг

Если у вашего ребенка есть проблемы с запоминанием фразовых глаголов, всегда можно обратиться к репетитору Учи.Дома, который выберет технику запоминания, подходящую именно вашему ребенку.

Способ No 1: Взять в руки учебник

У многих возникло предвзятое отношение к учебникам со времен школьной
скамьи, но не стоит торопиться с выводами. Даже несмотря на то, что
информация в них устаревает почти сразу же после их выхода в печать –
именно по учебникам готовятся к сдаче сложных экзаменов, требуемых для
работы или поступления в ВУЗ за рубежом, среди них: IELTS, TOEFL, CAE и FCE.

В хороших пособиях представлен необходимый лексический минимум для
изучаемого уровня, а фразовые глаголы даны в контексте, чтобы было проще понять их значение. Даже для тех, кто уверенно ориентируется в языке,
учебники станут полезным источником новой лексики.

Одна из самых популярных серий учебников – это серия «In Use» от кембриджского университета. Помимо знаменитого пособия по грамматике от Реймонда Мерфи English Grammar in Use, есть аналогичное для фразовых
глаголов - Phrasal Verbs in Use. У учебника продуманная структура – глаголы
разделены на актуальные темы: работа, деньги, учеба, окружающая среда и
т.д. В пособиях даются задания для проработки темы, это неплохой способ
запомнить изученное, но для полного закрепления преподаватели советуют
составлять тексты о себе и включать в них новые глаголы.

Есть и другие серии пособий для подготовки к экзаменам, как от кембриджа
(Complete, Compact и Objective), так и от других издательств: Expert for IELTS
от Pearson, Gold от Longman. Особенность этих учебников состоит в том, что
фразовые глаголы там включены в учебные тексты или в отдельные задания связаны с изучаемой темой. Плюс такого подхода состоит в том, что запоминается не только базовый  набор слов для новой темы, но и глаголы, с которыми можно составить полноценный ответ для задания по спикингу.

В этой связи преподаватели советуют делать интеллект карты (майндмэпа).
Для того чтобы сделать такую карту нужно на листе бумаги составить схему.
В центре схемы рисуется кружок, в который вписывают название темы, вокруг кружка упоминается вся новая лексика: идиомы, коллокации, фразовые глаголы. Такой метод создает нагрузку на визуальную и тактильную память. Это улучшает восприятие новых слов, способствует их запоминанию. Им пользуются с раннего возраста – репетиторам по английскому с 5 по 11 класс рекомендуется раз в полугодие включать задания с майнмепом в учебный план.

Способ No 2: Phrasal verb challenge

Все любят челленджи, ведь это отличный способ заставить себя сделать то,
что кажется сложным и неприятным. Можно создать для себя
дополнительную мотивацию – рассказать об участии в челлендже в соцсетях
и отчитываться о прогрессе. Конечно, такой способ подходит не для всех,
поэтому можно обойтись своевременным выполнением заданий вместе со
своим учителем.

Длительность Phrasal verb challenge составляет один месяц. Чтобы
участвовать:

  1. Требуется взять незнакомый фразовый глагол;
  2. Найти для него значение. Тут все не так просто. Нужно взять
    английский словарь с оригинальным определением. Вариантов словарей
    множество, можно остановиться на Оксфорсдком или Кембриджском;
  3. Написать любое предложение с новым глаголом;

После этого есть два способа продолжения челленджа, один из них
творческий, для тех, кто любит много писать и испытывает от этого
удовольствие. Нужно написать новое предложение с новым фразовым
глаголом, но сделать это так, чтобы оно продолжало предыдущее. Суть в том,
что за месяц должен получиться связный текст длиной в 30 предложений –
интересный эксперимент.

Вот пример такого челленджа:
Day 1. Verb: write sth down. Meaning – to write something on a piece of paper so
that you do not forget it. Context – Did you write Jo's phone number down?
Day 2. Verb: lay sth out. Meaning – to explain something clearly, usually in writing.
Context – Did you write Jo's phone number down? He has wanted laid his plan for
next weekend out.  

Необходимо переписывать предложение предыдущего дня, так запоминается написание глагола и еще раз прорабатывается его значение. Если возникают трудности с написанием связного текста, то каждый новый день можно брать отдельные глаголы и писать для них примеры, не связывая с предыдущими предложениями. Правда и тут есть одно условие, делающее задачу интереснее: для предыдущего глагола нужно составить новое предложение. Например, для 5 класса репетиторы английского дают именно такие задачи, т.к. детям такого возраста еще сложно самим составлять текст собственного сочинения.

Пример:
Day 1. Verb: put sth in. Meaning – to fix something into a room or building. Context
– I've just had a new kitchen put in.
Day 2. Verb: look out for sb/sth. Meaning – to try to notice someone or something.
Context – Look out for Anna while you're there. Плюс новое предложение для
глагола 1 дня: He put new batteries in our house.

Чем больше креатива, тем лучше – яркие и красочные предложения помогут
сходу запомнить интересующие фразовые глаголы.

Способ No 3: Музыку никто не отменял

Запоминание лексики через прослушивание музыки – излюбленный метод
обучения у носителей языка. Надо сказать – он действительно полезный и к
тому же не слишком затратный. Суть следующая: нужно каждый день
слушать английский песни, открывать текст и выписывать оттуда фразовые
глаголы.

Запоминать их можно как угодно, например, с помощью карточек – на одной стороне слово, на другой перевод или синоним. Чтобы проверить себя на
знание глаголов, нужно через некоторое время открыть текст, убрать оттуда
все фразовые глаголы, включить композицию и по памяти проговаривать
глаголы во время прослушивания.

Когда станет ясно, что значения глаголов усвоены, можно смело придумывать предложения о себе для спикинга. Метод подойдет даже для 5 класса, репетиторы английского считают такой метод действенным и используют на уроках. Попробуйте сами и запишитесь на вводный урок в Учи.Дома —


Способ No 4: Определить цель изучения языка

Фразовых глаголов несметное множество, поэтому носители рекомендуют
концентрироваться только на тех, которые действительно нужны, например,
для конкретной работы или для общения в деловой среде. Нужно понимать,
что даже жители двух разных штатов используют в своей речи разные фразовые глаголы и могут не понимать друг друга во время разговора, если
они вдруг их используют.  

Если английский изучается без конкретной цели, просто с интересом, то
пополнить вокабуляр следует, через чтение книг, прослушивание музыки или подкастов, просмотр фильмов. Это нужно для того, чтобы английская речь воспринималась естественнее. Не стоит концентрироваться только на глаголах, рано или поздно они будут встречаться в разных контекстах. В
крайнем случае, любой глагол можно заменить, используя синоним, причем
без предлогов.

Способ No 5: Словарь – лучший друг

Метод подходит для тех, кто уже уверенно ориентируется в языке. Его
рекомендуют носители, преподающие английский. Нужно будет много писать, стоит к этому подготовиться. Записывать можно в блокнот, заметки
телефона, лист формата А4 – все что душе будет угодно.

Работает это так:
К каждому фразовому глаголу задается по 4 вопроса:
1. Какое у него переносное и буквальное значение?
2. Транзитивный он или нет (можно ли дробить его, ставить между
глаголом и предлогом дополнительные слова);
3. Какие примеры может назвать изучающий;
4. Какие фразовые глаголы с этим основным глаголом знает изучающий.

Преподаватели-носители разработали специальный шаблон, чтобы было
проще пользоваться этим способом запоминания. Выглядит он так.

Пример фразового глагола: back off

  1. Буквальное значение: to move away from someone, usually because you are afraid
  2. Переносное значение: to stop supporting a plan
  3. Транзитивный или нетранзитивный? Не транзитивный.
  4. Какие примеры может назвать изучающий: The president has backed off from a threat to expel UN soldiers. («хвостик предложения», идущий послепредлога нельзя поставить после глагола, поскольку он нетранзитивный)
  5. Какие еще фразовые глаголы известны изучающему: back down, back out


Еще один пример с транзитивным глаголом, для наглядности.
Пример фразового глагола: back somebody up

  1. Переносные значения: to support or help someone/ to say that someone is telling the truth
  2. Транзитивный или нетранзитивный? Транзитивный (об этом говорит производное местоимение somebody)
  3. Какие примеры может назвать изучающий: Honestly, that's exactly what happened - Claire'll back me up. (между глаголом и предлогом мы имеем право поставить местоимение me, потому что глагол транзитивный);
  4. Какие еще фразовые глаголы известны изучающему: back sth up, back away


Эти способы призваны упростить изучение английской лексики и частности, фразовых глаголов, сделать обучение гораздо интереснее. Более того, советы подойдут как для репетитора английского в 5 классе, так и для преподавателя в школе или даже ВУЗе. Убедиться в эффективности методик можно на наших вводный уроках — запишитесь!